Олаф Онсум (Oluf Onsum) с удовольствием уступил малорентабельное печное отделение менеджеру KVAERNER Jernstøberi Герману Анкеру – в начале 20-го века Европа переживала мощный подъём – паровые турбины, промышленные установки и лесопильное оборудование приносили куда больше денег, чем производство и продажи стремительно устаревающих дровяных печей. Старик вздохнул с облегчением: больше не придётся думать о том, где найти средства для оплаты труда мастеров-литейщиков... Чуть позже добрая половина мира погрузится в экономическую депрессию, в результате которой печки снова станут востребованными, но на рубеже веков будущее цехов выглядело достаточно туманно.
В сложном 1927-м судьбу марки навсегда изменил Йоханнес Гар: передовой инженер модернизировал не только оборудование, но и качественный подход к процессу – к 1935-му печи Jotul (именно в этот момент бренд обретает своё современное название) становятся тем, чем они останутся – продукцией высочайшего уровня. Надёжность, ресурс, прекрасные потребительские характеристики, тщательно продуманная конструкция, великолепная отделка – покупатели оценили новую действительность компании однозначно – сбыт плавно пошёл «вверх». Работе не помешала даже Вторая Мировая, литейные не останавливались ни на день.
Норвежским фирмам свойственна некоторая «семейственность» – персонал, руководство, управленцев, владельцев связывают очень близкое, зачастую дружеское общение – здесь не принята чрезмерная официальность. Превратившись к концу 20-го столетия в межнациональную корпорацию, марка сохранила человеческое отношение как внутри себя, так и снаружи – профессионализм, внимание к чужим потребностям, вдумчивое изучение традиций, образа жизни каждого общества, где представлена продукция Jotul, позволяют получать действительно заметные результаты: 43 страны присутствия, свыше 700 человек персонала, 90 миллионов евро выручки ежегодно. Каминные компоненты, модульные печи, оборудование и аксессуары для бань, саун, хамамов и многое-многое другое – свыше 160 лет технической эволюции превратили сжигание дров и то, что окружает этот процесс, в высокое искусство со своими почитателями, поклонниками и мастерами.
...не всегда является вопросом цены. Йотул трудно назвать «легкодоступным» брендом и невозможно – «дешёвым». Качество стόит денег, но ресурс, уверенность, безопасность и статус стόят ещё дороже – в мире многое может измениться до неузнаваемости, но чугунные камины норвежских бородачей продолжают отапливать дома так же уверенно, как и 150 лет назад (многие из исторических образцов прекрасно работают поныне). Сменились поколения, техники, технологии обработки. Неизменным остаётся подход: от неустаревающей F602 и по сей день разработки конструкторов Jøtul оцениваются и отмечаются как лучшие на планете (безусловный победитель reddot design award 2015, финалист 2017).